Пятница, 26.04.2024, 02:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Диметрий Богданов теперь в ВКонтакте https://vk.com/dimetry_bogdanov
 

Импульсаризм - взрыв эмоций
http://impulsarizm.narod2.ru/
Надежда Грановская, К. Собчак, Е. Гордон, Н. Водянова и другие звезды пишут в ключе Импульсаризма, зайдите и оцените.




Самый полезный сайтУникальные товарыПолиструктурированные материалыhttp://unikadima.narod2.ru/

Внимание! Постепенно вся тематика по теории коммуникации будет перенесена на сайт Импульсаризм


Уникус – уникальные материалы и вещества.
Как изготовить пластилин, лизун, тянучку, пластик, бумагу, стойкие красители и другое. Красивые композицию Брионики из почвопокровных растений. unikadima@ya.ru Предприятие "Уникус" http://unikadima.narod2.ru/
 


 
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Научение - все для науки и учения

Сайт На
 реконструкции


взгляд кант, продолжение (часть 2)

…овский идеал «архетипного интеллекта» при всей его оторванности от человека все же известным образом ориентировал человеческое познание на поиск оснований органических «продуктов» природы в самом «механизме природы». Этот идеал выдвигался в контексте указаний И. Канта, что «для разума бесконечно важно не упускать из виду механизм природы в ее порождениях и при объяснении их не пренебрегать им, так как без него невозможно проникнуть в природу вещей». [3] Мысль Канта определенно стремилась преодолеть ею же поставленные агностические пределы.

 

3. Социально-политические взгляды

 

Основные Социально-политические взгляды И. Канта:

– философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

– видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

– был сторонником распространения демократии и правового порядка – во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых,  в отношениях  между

государствами и народами;

– осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;

– считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» – войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

В своей космогонической теории Кант пишет о том, что Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

Убеждение в том, что новая наука (особенно, ньютоновская физика) настолько окрепла, что готова отпочковаться от метафизики, привело Канта к мысли, что и метафизика должна быть переосмыслена в самой основе и методологически, чтобы достичь той строгости и конкретности результатов, которых достигла физика. [8]

Кант пытается пересмотреть основоположения Лейбнице-воль-фианской метафизики. Он опирается на два принципа: 1) принцип тождества (которому подчинен принцип непротиворечия) и 2) принцип достаточного основания. Ко второму принципу Кант добавляет еще два момента: 1) принцип последования, согласно ему изменение не может иметь места там, где нет взаимной связи), 2) принцип существования (каждая вещь может быть связана с другими, если есть общая зависимость от первоначала).

Человек для Канта – это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек, стремящийся к добродетели, имеет в душе какой-то порыв, волю, побуждающую его к добрым делам. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как все должно быть, – то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение, как чувство свойственное человеку, целиком зависит от разума и может быть выражено в форме страха или склонности. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг. Долг выражает или определенные склонности индивида, являющиеся приятными, выгодными или отражает нравственные соображения пусть даже и противоречащие эмпирическим интересам индивида. Нравственный закон – принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления – императива.

Кант разработал философское учение о праве и государстве, а также об отношениях между государствами, то есть международном праве.

В своем учении о праве Кант развивал идеи, выдвинутые французскими просветителями. Это, прежде всего признание необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация всех юридических привилегий. Юридические законы он выводил из нравственных, а те и другие носили у него априорный характер, подчинялись чистому практическому разуму.

В учении о государстве Кант развивал идеи Ж.Ж. Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета – монарх, которого осуждать нельзя, так как «не может поступать не по праву»).

Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь». [9]

Государство (в широком смысле) – объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Все государства имеют три власти:

– законодательная (верховная) – принадлежит только объединенной воле народа;

– исполнительная (действует согласно закону) – принадлежит правителю;

– судебная (действует согласно закону) – принадлежит судье.

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика – система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

Взгляды Канта на проблемы войны и мира пронизаны идеями гуманизма. Он резко отрицательно относился не только к самой, но и к постоянной подготовке к ней: бремя вооружений часто делает мир более тяжелым, чем сама война.

В философии Канта нравственное слиянно с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие на земле.


Заключение

 Философия Иммануила Канта оставила в истории мировой философии очень глубокий след. Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие важные вопросы, как происхождение необходимости, логической структуры опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума И. Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве.

В западной философии после И. Канта многие философские системы прямо или косвенно связаны с кантовским учением. Это и фихтеанство, и гегельянство, и неокантианство и др. На современном этапе философского развития можно говорить о связи с философией Канта таких направлений в философии как феноменология, экзистенциализм, герменевтика и др.

Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно, поэтому его ранние взгляды отличаются от поздних, иногда даже полностью пересматриваются, и, как отмечает Асмус: «И. Кант не был кантианцем в такой мере, в какой его изображают новейшие почитатели». [2]

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи.

Иммануил Кант:

– дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

– выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

– сформулировал моральный закон («категорический императив»);

– выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

– дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);

– природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

– природа находится в постоянном изменении и развитии;

– движение и покой относительны;

– все живое на земле, в том числе и человек, – результат естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

– механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

– данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

Положительная ценность философии Канта в том, что он впервые в истории немецкого идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее вопросы и своими работами сообщил сильный толчок к ее дальнейшему развитию.

Многие мыслители обращали внимание на философию Канта как с точки зрения ее ценности, так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин дали глубокий анализ социально-классовой основы философской системы Канта. Вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: «О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляет содержание всей его философии – «определи себя сам». Эта великая идея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой».

 

Библиографический список

 1. Кант, И. Трактаты и письма (вступит. ст. А.В. Гулыги). – М. : Наука, 1980. – 709 с.

2. Асмус, В.Ф. Избранные философские труды : в 2-х т. / В.Ф. Асмус. Т. 2. – М. : Москов. ун-т, 1971. – 446 с.

3. Вольф, Р.П. О философии : учебник / пер. с англ. под ред. В.А. Лекторского, Т.А. Алексеевой. – М. : Аспект Пресс, 1996. – 415 с.

4. Зеленов, Л.А. История и философия науки : учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М. : Флинта : Наука, 2008. – 472 с.

5. Иммануил Кант. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского, прим. Ц.Г. Арзаканяна. – М. : Эксмо, 2007. – 736 с.

6. История философии: Запад – Россия – восток (книга вторая: Философия XV–XIX вв.) / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М. : «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 1996. – 557 с.

7. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М., 1958.

8. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время / Дж. Реале, Д. Антисери. Перевод С. Мальцевой. – ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 736 с.

9. Росси, Ф.Д. Общественный авторитет разума. Критика, изначальное зло и предназначение человечества // Вопросы философии. – 2000. – № 7.

10. Спиркин, А.Г. Философия : учебник / А.Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 1999. – 816 с.

11. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. – М. : Гардарики, 2007. – 384 с.

12. Философия : учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М. : ЮНИТИ, 2002. – 584 с.

13. Философский словарь. – М. :Политическая литература, 1975.