взгляд кант, продолжение (часть 2)
…овский идеал «архетипного интеллекта» при всей его оторванности от человека все же известным образом ориентировал человеческое познание на поиск оснований органических «продуктов» природы в самом «механизме природы». Этот идеал выдвигался в контексте указаний И. Канта, что «для разума бесконечно важно не упускать из виду механизм природы в ее порождениях и при объяснении их не пренебрегать им, так как без него невозможно проникнуть в природу вещей». [3] Мысль Канта определенно стремилась преодолеть ею же поставленные агностические пределы.
3. Социально-политические взгляды
Основные Социально-политические взгляды И. Канта:
– философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
– видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);
– был сторонником распространения демократии и правового порядка – во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между
государствами и народами;
– осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
– считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» – войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.
В своей космогонической теории Кант пишет о том, что Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.
Убеждение в том, что новая наука (особенно, ньютоновская физика) настолько окрепла, что готова отпочковаться от метафизики, привело Канта к мысли, что и метафизика должна быть переосмыслена в самой основе и методологически, чтобы достичь той строгости и конкретности результатов, которых достигла физика. [8]
Кант пытается пересмотреть основоположения Лейбнице-воль-фианской метафизики. Он опирается на два принципа: 1) принцип тождества (которому подчинен принцип непротиворечия) и 2) принцип достаточного основания. Ко второму принципу Кант добавляет еще два момента: 1) принцип последования, согласно ему изменение не может иметь места там, где нет взаимной связи), 2) принцип существования (каждая вещь может быть связана с другими, если есть общая зависимость от первоначала).
Человек для Канта – это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.
Человек, стремящийся к добродетели, имеет в душе какой-то порыв, волю, побуждающую его к добрым делам. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как все должно быть, – то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение, как чувство свойственное человеку, целиком зависит от разума и может быть выражено в форме страха или склонности. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг. Долг выражает или определенные склонности индивида, являющиеся приятными, выгодными или отражает нравственные соображения пусть даже и противоречащие эмпирическим интересам индивида. Нравственный закон – принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления – императива.
Кант разработал философское учение о праве и государстве, а также об отношениях между государствами, то есть международном праве.
В своем учении о праве Кант развивал идеи, выдвинутые французскими просветителями. Это, прежде всего признание необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация всех юридических привилегий. Юридические законы он выводил из нравственных, а те и другие носили у него априорный характер, подчинялись чистому практическому разуму.
В учении о государстве Кант развивал идеи Ж.Ж. Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета – монарх, которого осуждать нельзя, так как «не может поступать не по праву»).
Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь». [9]
Государство (в широком смысле) – объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Все государства имеют три власти:
– законодательная (верховная) – принадлежит только объединенной воле народа;
– исполнительная (действует согласно закону) – принадлежит правителю;
– судебная (действует согласно закону) – принадлежит судье.
Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика – система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.
В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.
Взгляды Канта на проблемы войны и мира пронизаны идеями гуманизма. Он резко отрицательно относился не только к самой, но и к постоянной подготовке к ней: бремя вооружений часто делает мир более тяжелым, чем сама война.
В философии Канта нравственное слиянно с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие на земле.
Заключение
Философия Иммануила Канта оставила в истории мировой философии очень глубокий след. Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие важные вопросы, как происхождение необходимости, логической структуры опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума И. Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве.
В западной философии после И. Канта многие философские системы прямо или косвенно связаны с кантовским учением. Это и фихтеанство, и гегельянство, и неокантианство и др. На современном этапе философского развития можно говорить о связи с философией Канта таких направлений в философии как феноменология, экзистенциализм, герменевтика и др.
Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно, поэтому его ранние взгляды отличаются от поздних, иногда даже полностью пересматриваются, и, как отмечает Асмус: «И. Кант не был кантианцем в такой мере, в какой его изображают новейшие почитатели». [2]
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи.
Иммануил Кант:
– дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
– выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
– выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
– сформулировал моральный закон («категорический императив»);
– выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
– дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
– природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
– природа находится в постоянном изменении и развитии;
– движение и покой относительны;
– все живое на земле, в том числе и человек, – результат естественной биологической эволюции.
В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:
– механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;
– данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).
Положительная ценность философии Канта в том, что он впервые в истории немецкого идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее вопросы и своими работами сообщил сильный толчок к ее дальнейшему развитию.
Многие мыслители обращали внимание на философию Канта как с точки зрения ее ценности, так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин дали глубокий анализ социально-классовой основы философской системы Канта. Вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: «О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляет содержание всей его философии – «определи себя сам». Эта великая идея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой».
Библиографический список
1. Кант, И. Трактаты и письма (вступит. ст. А.В. Гулыги). – М. : Наука, 1980. – 709 с.
2. Асмус, В.Ф. Избранные философские труды : в 2-х т. / В.Ф. Асмус. Т. 2. – М. : Москов. ун-т, 1971. – 446 с.
3. Вольф, Р.П. О философии : учебник / пер. с англ. под ред. В.А. Лекторского, Т.А. Алексеевой. – М. : Аспект Пресс, 1996. – 415 с.
4. Зеленов, Л.А. История и философия науки : учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М. : Флинта : Наука, 2008. – 472 с.
5. Иммануил Кант. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского, прим. Ц.Г. Арзаканяна. – М. : Эксмо, 2007. – 736 с.
6. История философии: Запад – Россия – восток (книга вторая: Философия XV–XIX вв.) / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М. : «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 1996. – 557 с.
7. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М., 1958.
8. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время / Дж. Реале, Д. Антисери. Перевод С. Мальцевой. – ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 736 с.
9. Росси, Ф.Д. Общественный авторитет разума. Критика, изначальное зло и предназначение человечества // Вопросы философии. – 2000. – № 7.
10. Спиркин, А.Г. Философия : учебник / А.Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 1999. – 816 с.
11. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. – М. : Гардарики, 2007. – 384 с.
12. Философия : учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М. : ЮНИТИ, 2002. – 584 с.
13. Философский словарь. – М. :Политическая литература, 1975.