Пятница, 29.03.2024, 18:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Диметрий Богданов теперь в ВКонтакте https://vk.com/dimetry_bogdanov
 

Импульсаризм - взрыв эмоций
http://impulsarizm.narod2.ru/
Надежда Грановская, К. Собчак, Е. Гордон, Н. Водянова и другие звезды пишут в ключе Импульсаризма, зайдите и оцените.




Самый полезный сайтУникальные товарыПолиструктурированные материалыhttp://unikadima.narod2.ru/

Внимание! Постепенно вся тематика по теории коммуникации будет перенесена на сайт Импульсаризм


Уникус – уникальные материалы и вещества.
Как изготовить пластилин, лизун, тянучку, пластик, бумагу, стойкие красители и другое. Красивые композицию Брионики из почвопокровных растений. unikadima@ya.ru Предприятие "Уникус" http://unikadima.narod2.ru/
 


 
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Научение - все для науки и учения

Сайт На
 реконструкции


Технократические теории, продолжение (часть 2)

Продолжение

3. Теории информационного общества

Следующий этап (70–90-е) эволюции Т.Т. связан с еще большим возрастанием в мире роли информационных технологий, формированием единой информационной инфраструктуры, усилением влияния техники и ее мира. Традиционные механизмы принятия политических решений по идеологическим мотивам рассматриваются как причина некомпетентности и безответственности. В такой ситуации значение технических специалистов, способных повлиять на принятие адекватных решений в качестве экспертно-консультационной структуры власти, становится неоспоримым. Все более распространяется мнение, что в демократическом обществе все равны в ответственности за принимаемые решения, а выводы ученых имеют рекомендательный характер. Футурологический аспект Т.Т. сфокусирован на последствиях эволюции технических систем в направлении жесткой централизации источников и средств информации, на сопряженном росте неподконтрольности власти гражданскому обществу и на перспективах преодоления этого процесса.

3.1. Теория сверхиндустриального общества Э. Тоффлера

ТОФФЛЕР (Toffler) Олвин (р. 1928) – американский социолог, философ и публицист-футуролог. Основные сочинения: "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об эко-спазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорация" (1985) и др. Автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества.

Согласно Тоффлеру, в сложной архитектонике общества и его динамике решающая роль принадлежит "техносфере", которая производит и распределяет блага в соответствии с изменениями в которой изменяются социо- и инфосферы, влияющие, в свою очередь, на сферу власти и психосферу. Таким образом на новейшей стадии своего развития Т. Д. выходит за узкие рамки техницизма и стремится соотнести категорию "технология" с ключевыми понятиями философской рефлексии – цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация.

Тоффлер считает, что историческая эволюция не может быть описана в виде процесса линеарного, плавного развития, а осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, однако, не хаотичны, а укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Этот процесс можно уподобить вечно живому океану, через который время от времени перекатываются огромные волны, втекая в поток изменений всех людей, которые вследствие этого и становятся участниками цивилизационных трансформаций. В общественном развитии, по Т., взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции [3].

В зависимости от характера такой революции определяется и сущность возникающей на ее основе цивилизации. В результате развертывания первой технологической революции – аграрной – возникла гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации.

На смену этой цивилизации на гребне второй волны приходит новая, индустриальная цивилизация. Ее символом становится заводская труба, главным двигателем – мускульная сила работников промышленного производства, которые становятся придатками машины, порождающей гигантизм и единообразие (массовидность) во всех сферах жизни, включая труд, культуру, образ жизни. Индустриально-заводской тип производства продуцирует машины и их системы, создающие новые машины, а это открывает двери для массовой продукции, массового распределения, массовой торговли и массовой культуры.

Третья гигантская волна технологических и социальных трансформаций. Последняя вызвана нарастающим и повсеместным распространением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникаций, составляющих базисные отрасли постиндустриального производства. Возникает новая энергетика, базирующаяся на обновляющихся, а не на истощающихся источниках. В отличие от индустриального производства, в котором главными были мускулы и машинная технология, в развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информация, творчество и интеллектуальная технология.

На смену пролетариату, являвшемуся придатком машины, приходит по Т., "когнита-риат", т.е. интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, которые составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицированно и эффективно работать с все более сложной и разнообразной информацией. В процессе преобразования предприятий Второй волны в предприятия Третьей волны возрастает безработица, из различных видов которой наиболее распространенными становятся структурная, технологическая и временная, связанная с коренными технологическими преобразованиями основ производственной деятельности, содержание и характера труда [9].

3.2. Технотронная теория З. Бжезинского

БЖЕЗИНСКИЙ (Brzezinski) Збигнев (род. 1928, Варшава) – амер. социолог, политолог и государственный деятель (с 1938 живет в США). В осн. труде "Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру" (1970) Бжезинский констатирует, что человечество вступает в новый этап развития, определяемый не социальными революциями, а научно-техническим прогрессом. Этот качественный скачок происходит эволюционно с низшей стадии – аграрной – через промышленную в "технотронную эру", где решающая роль переходит к автоматам, компьютерам и кибернетическим системам, а главной и решающей силой становится наука. Это общество будет характеризоваться, по его мнению, не только качественно новым уровнем производства, но и новой психологией и новой культурой.

В мире останется главное противоречие между развитыми и неразвитыми странами, причем последним следует оказывать необходимую посильную помощь государствам, наиболее приблизившимся к "технотронной эре", ради создания единого мирового сообщества, навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов [5].

О марксизме Бжезинский отзывался следующим образом: Марксизм представляет собой новый, исключительно важный этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм означает победу активно относящегося к внешнему миру человека над пассивным, созерцательным человеком и в то же время победу разума над верой… Марксизм ставит на первое место систематическое и строго научное изучение действительности, также как и руководство действием, вытекающим из этого изучения.

3.3. Теория информационного общества Е. Масуда

В новом постиндустриальном обществе, по мнению некоторых исследователей, формируется целостная "инфосфера", которая оказывается решающей и определяющей не только в структуре самой техносферы, но и в структуре общества в целом. В связи с этим утверждается, что в информационном обществе появляется "четвертый" сектор экономики – информационный, который сразу же захватывает лидерство и начинает доминировать над остальными тремя: промышленностью, сельским хозяйством и "сервисным сектором", т.е. сферой услуг. Отсюда делается вывод о том, что в данном обществе происходит окончательное вытеснение таких традиционных факторов общественно-экономического развития, как труд и капитал и их замена информацией и знанием.

Ёнэдзи (Енадзе) Масуда (1905–1995) – японский социолог и футуролог, один из авторов концепции информационного общества. В 1972 представил "План для информационного общества – национальная цель к 2000", который позже был расширен и вышел в виде книги "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1980).

Согласно Е. Масуде, ведущее место в структуре информационного общества будет принадлежать недифференцированным в классовом отношении так называемым информационным сообществам, в которых системообразующим элементом выступает новый тип человека, названный им "homo intelligens" («человеком знающим» или "понимающим"). С точки зрения сторонников теории информационного общества, информационный подход становится решающим и в плане понимания самого человека, который уже трактуется не иначе как субъект информационного процесса, как творец и носитель информации и знания.

В информационном обществе, согласно Масуде, происходят интеллектуализация и информатизация производства и всего общества в целом. Происходящие в этом обществе технические изменения и вызываемые ими социально-экономические сдвиги непременно, по мнению Масуды, приводят к повышению качества жизни настолько, что более уже не приходится говорить о существовании такого традиционного социального зла как бедность и нищета, а другое зло – безработица – просто трансформируется в "обеспеченный досуг". В результате этого социальная структура информационного общества становится недифференцированной (однородной) в классовом отношении, поэтому все классовые антагонизмы и социальные конфликты канут в вечность [7].

4. Теория сетевого общества

4.1. Современная телекоммуникационная теория М. Маклюэна

Разновидностью теории постиндустриального общества выступает и учение о так называемом «информационном обществе», которое объявляет производство и использование информации основополагающим фактором социального прогресса, определяющим собой все параметры существования и характер развития общества. Таким образом, технологический детерминизм получает свою конкретизацию или трансформируется в некий информационный детерминизм, развиваемый М. Кастельсом (основоположник), Д. Богдановым, Г.М. Мак-Люэном, Е. Масудой и другими. Герберт Маршал Мак-Люэн еще в 1967 г. выдвинул положение, согласно которому именно средства передачи информации, а стало быть, средства общения и коммуникации вообще, являются основным, решающим фактором развития общества.

МАКЛЮЭН / МАК-ЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (1911–1980) – канадский философ и социолог, теоретик коммуникационных технологий, автор работ по истории философии и литературы, культурологии, психофизиологии. Основные работы: "Галактика Гуттенберга" (1962), "Понимающая коммуникация" (1963), "Город как аудитория" (1977, в соавторстве).

М.-Л. создана концептуальная модель исторической динамики общества, в центре которой лежит проблема типа и способа коммуникаций; смена коммуникационных технологий положена М.-Л. в основу социальной типологии и выступает критерием периодизации истории. Типологически может быть отнесен к методологической традиции технологического детерминизма, однако семантически философские идеи М.-Л. выходят далеко за рамки философии техники.

Определенный тип коммуникаций (коммуникационная технология) не просто задает, но создает социальный мир – "галактику", которая имеет свой ареал и, несмотря на возможность расширения или изменения конфигураций, наложения галактик друг на друга или взаимного прохождения сквозь, обладает, тем не менее, четко фиксированными границами.

Наступающая "электронная эпоха" по М.-Л., будет характеризоваться "тотальным объятием": mass-media на новой технологической основе возвращают человеку утраченную включенность в общность, только теперь эта общность приобретает всечеловеческий масштаб, ибо предоставленная компьютерной техникой возможность мгновенной передачи информации и мгновенного же на нее реагирования, фактически упраздняет пространство и время.

Смена типов индустриального постиндустриальным, а затем информационным происходит неравномерно. Как правило, на это оказывает влияние не только социальный фактор, но и экономический (уровень благосостояния), географический (местоположение, климатические условия) и др. Это приводит также и к тому, что они отличаются по своим составляющим.

4.2. Модель социально-коммуникативных сетей Д. Богданова

Если принять во внимание развитие средств социальной коммуникации, то в перспективе следующим этапом, идущим после информационного общества, является этап виртуально-сетевой.

Согласно данной концепции после постиндустриального этапа, когда научно-технический прогресс прочно вошел и укоренился во всех сферах жизни общества, – приходит процесс накопления и обмена информацией. Информация становится важной составляющей в жизни общества. Множественность взглядов и мнений, свобода слова приводит к появлению совершеннейших средств взаимодействия между людьми.

Сетевые отношения связывают современных людей во всех сферах человеческой деятельности: воспитание, образование, религия, медицина, развлечения, наука, спорт и пр. Сети являются опосредованным инструментом взаимодействия, который позволяет контактировать с субъектом вне зависимости от его положения, включенности в процесс, деятельности, навыков и пр. Оперирование 4-мя факторами коммуникативной деятельности (процессами): передача информации – хранение информации – переработка информации – передача информации, – является главной особенностью современной виртуально-сетевой модели.

Развитие высоких технологий (наноматериалы, электроника) ведет к усовершенствованию производительных сил и как следствие к развитию производственных отношений и облегчению условий труда.

После застоя научной базы современного общества, главное положение занимают не ученые и производительные силы, а продавцы (менеджеры) и производственные отношения. Научные разработки стали полностью зависимыми от менеджеров и экономической составляющей развития социума. Обмен и реализация информации стали важнее самой информации. И именно этот фактор оказался разрушительным для науки.

"Энергия информационного воздействия на человека и окружающую среду очевидна: в ничтожное, с исторической точки зрения, время жизнь на планете изменилась радикально. Человек начинает знать все больше и больше о все меньшем и меньшем, по выражению Тоффлера. Онтологическое время, то есть "время изменяемости бытия", по С.А. Аскольдову (Алексееву), обладает, согласно этому графику, совершенно особыми динамическими закономерностями, отличающимися от более консервативного, субъективно-психологического осознания времени" [11, С. 51].